Изготовители сямисэнрв и тайко

Burakumin [部落民]. История неприкасаемых Японии — Буракумин

История нам дает немало примеров существования в государствах категории отверженных граждан. В США XIX — XX столетия это были индейцы и негры, в гитлеровской Германии – евреи и цыгане, в современном Израиле — палестинцы. В Японии такими изгоями, недочеловеками, были и считаются айны и буракумины.

Burakumin [部落民]

Конечно, в большинстве стран профессия мусорщика далека от престижной (хотя ситуация меняется: сегодня «мусорный бизнес» – весьма доходная индустрия), но Япония вывела ненависть к этой профессии на новый уровень.

Буракумин (部落民) — вежливое обозначение изгоев четырехуровневой японской феодальной социальной системы. Буракумин буквально означает — «житель деревни». Он происходит от членов каст до Мэйдзи, которые были связаны с кегаре (穢れ, «осквернение»), таких как палачи, гробовщики, работники скотобоен, мясники и кожевники. Однако в этом контексте «деревня», о которой идет речь, представляет собой отдельное сообщество изгоев, которые традиционно жили в ограниченном районе, своего рода гетто. Таким образом, современная фраза «hisabetsu burakumin» переводится, как: «люди из сообщества, подвергающегося дискриминации». Термин охватывает как исторических «Eta» (полные грязи), так и хининов-изгоев (яп. 非人).

В эпоху феодализма в Японии обладатели «грязных» профессий приобрели наследственный статус неприкасаемых и стали неофициальной кастой сословной системы Токугава периода Эдо. Из-за жестокой дискриминации и остракизма в японском обществе эти группы стали жить изгоями в своих собственных отдельных деревнях или гетто. После отмены кастовой системы термин «буракумин» стал использоваться для обозначения бывших членов касты и их потомков, которые продолжали подвергаться стигматизации и дискриминации.

Хинин (яп. 非人) — термин, использовавшийся в Японии периода Эдо для обозначения одной из каст неприкасаемых. Представители этой касты занимались в первую очередь попрошайничеством, а также охотой, рытьём могил, переносом императорских паланкинов, исполнением наказаний или изящными искусствами. В отличие от эта (яп. 穢多), другой касты неприкасаемых, они жили не в изолированных поселениях, а вместе с людьми остальных сословий.

Статус «хинин» обычно не наследовался, он мог быть дан в наказание за определённые проступки (его получали беглые крестьяне и люди, выжившие после попытки самоубийства на почве несчастной любви) и мог быть снят после достаточного очищения. В некоторых местах к хинин причислялись такие маргинальные группы, как странствующие монахи и ныряльщицы ама. Интересно, что в категорию «эта» мог попасть и обычный простолюдин из-за некоторых нечистых действий, таких как инцест или сексуальные отношения с животными.

Японская интерпретация четырёхсословной системы известна как Си-но-ко-сё (яп. 士農工商 Сино:ко:сё:). Она была установлена сёгунатом в начале XVII века и просуществовала на протяжении всего периода Эдо (1600−1868). В социальной иерархии данной системы «си» было представлено самурайством, «но» — крестьянством, «ко» — ремесленниками, «сё» — торговцами
Японская интерпретация четырёхсословной системы известна как Си-но-ко-сё (яп. 士農工商 Сино:ко:сё:). Она была установлена сёгунатом в начале XVII века и просуществовала на протяжении всего периода Эдо (1600−1868). В социальной иерархии данной системы «си» было представлено самурайством, «но» — крестьянством, «ко» — ремесленниками, «сё» — торговцами

Хинин находились вне системы си-но-ко-сё, однако одновременно стояли в стороне от горных цыган и подобных низших сословий. Остальные люди обращались к ним по прозвищам, обозначавшим род занятий (например, дворников в Эдо называли словом «сиробэй», хотя в среде хинин у каждого из них было личное имя). В отличие от эта, которые оказались в ловушке своей касты, хинин мог быть усыновлен семьей одного из классов простолюдинов (фермеров, ремесленников или торговцев) и, таким образом, мог присоединиться к группе с более высоким статусом. Другими словами, статус эта был постоянным, а статус хинин не обязательно.

Буракумины вместе с хинин находились на самой нижней ступени социальной системы феодальной Японии. Они должны были жить в особых поселениях и районах крупных городов, носить особую одежду. При встрече с любым человеком не из их касты они должны были снимать головной убор.

В Японии в период Токугава лица определённых профессий (мясники, мусорщики, кожевенники, скоморохи) считались «нечистыми». В эту внесословную группу также входили попрошайки, проститутки, актеры, странствующие монахи и разнообразные мелкие ремесленники.

В буддизме и синтоизме, двух главных религиях на островах Японии, люди из касты «эта» считались испорченными в духовном плане, и подняться с социального дна у них не было ни единого шанса. Это японское определение поразительно похоже на определение далитов или неприкасаемых в индуистской кастовой традиции Индии, Пакистана и Непала.

Отмена кастовой системы

В попытке модернизировать Японию правительство Мэйдзи в 1871 году отменило кастовую систему. Однако предрассудки и дискриминация по отношению к этим людям сохранились. Жёсткая система регистрации места проживания каждого японца и членов его семьи позволяет быстро определить не только места проживания отдельного человека, но и всех его родственников и даже предков. А это означает, что лица, желающие вступить в брак или устроиться на работу, не могут скрыть свою принадлежность к касте «буракуминов».

Многовековая предвзятость в отношении буракумин является лишь одной из форм дискриминации в Японии, но для страны, которая все больше подчеркивает приверженность правам человека, она является, безусловно, самой коварной и постыдной.

Кожевенники из касты неприкасаемых эта. Фотография Судзуки Синъити. 1873 год
Кожевенники из касты неприкасаемых эта. Фотография Судзуки Синъити. 1873 год

Японские «недочеловеки»

По подсчётам исследователей, около 3 миллионов человек, или 2,5% населения, являются буракуминами. (Бураку означает просто «деревня»; буракумин может означать либо «житель деревни», либо «жители деревни».) Для 1 миллиона из них, которые все еще живут в жилых кластерах, легко идентифицируемых как районы бураку — либо по истории, либо по согласию жителей на специальные правительственные субсидии, — дискриминация является почти ежедневным явлением.

Согласно исследованию японского правительства 1993 года, в Японии существовало 4533 поселения, 298 385 домохозяйств и проживало 892 751 буракуминов, в основном в западной Японии. Три четверти этих поселений находятся в сельской местности. По информации Лиги освобождения буракуминов, в Японии их проживает более 3 миллионов человек.

«Никто в современной Японии не может идентифицировать потомка изгоя по цвету кожи, речи, религии, национальности, этническому происхождению или каким-либо другим признакам дискриминации. Лишь узнав адрес предков человека и определив, что он находился в одном из гетто феодальной эпохи, сегодня можно идентифицировать буракумин. Буракумины, пытающиеся «влиться» в общество, никогда не посещают места, где они родились. Многие буракумины, желающие скрыть свою личность, никогда не говорят о занятиях предков», — рассказала Миеко Сузуки, секретарь Международного движения против всех форм дискриминации и расизма.

Списки «грязных» адресов, циркулирующие на японских интернет-форумах, а также исследования показали, что недвижимость в таких районах продается по более низким ценам, а жители с большей вероятностью станут жертвами расистских нападок и других неприятностей. Идентификации в качестве буракумина часто бывает достаточно, чтобы предотвратить или аннулировать участие в браке, контракте или трудоустройстве в любой деятельности, не связанной с буракуминами.

Кастовая система

Кастовая система Японии была формализована на основе разделения труда, связывающего людей с их работой. Кастовая система была стратифицирована на четыре основных типа, которыми были воины, торговцы, ремесленники и фермеры. Часть населения выбыла из этой структуры, и изгои занимали рабочие места, на которых остальная часть японского населения отказывалась работать.

На этой иллюстрации изображены четыре касты феодальной Японии (Эдо).
На этой иллюстрации изображены четыре касты феодальной Японии (Эдо).

Ортодоксальный синтоизм и буддизм считают контакт со смертью нечистым. Поэтому избегают тех, кто занимается забоем или переработкой мяса.

В следующей таблице перечислены эти касты:

Ранг (после аристократии)Участие в СинокосёЧлены касты
Первый士, shiСамурай (侍)
Второй農, Крестьяне/фермеры (農民, номин)
Третий工, коРемесленники (工匠, косё)
Четвертый商, shōТорговцы (商人, сёнин)

Буракумины полностью находились вне этой системы, поэтому их называли «изгоями». Несмотря на это, буракумины вносили необходимый вклад в развитие японского общества, и их работа — развлекательная деятельность, мясники, уход за умершими — имела решающее значение для дальнейшего функционирования Японии. Правители на протяжении всего периода Эдо по-разному насаждали кастовую систему, и местные правители также в разной степени насаждали ее; даже в этом случае различие каст имело для них первостепенное значение.

 Проститутки в районе Ёсивара в Токио ждут клиентов, 1890-е годы.
Проститутки в районе Ёсивара в Токио ждут клиентов, 1890-е годы. Угнетающая диета токийской проститутки в период Эдо (1603-1868)

Законы регулировали социальные свободы буракуминов, включая то, где они могли гулять, районы, в которых они могли жить, людей, с которыми они могли разговаривать, и их одежду. Целью этих ограничений было отделить неприкасаемых от остального “чистого” населения Японии.

Во времена сёгуната Токугава, хотя их социальный статус был крайне низким, многие лидеры баракуминов стали богатыми и влиятельными благодаря своей монополии на неприятные рабочие места.

Происхождение буракуминов

Достоверно неизвестно, как появились Буракумины, но историки говорят, что есть три разные версии, объясняющие их появление:

  • Первые говорят, что они являются потомками аборигенов, первобытных народов Японии, над которыми господствовали народы, прибывшие в страну позже. 
  • THE Monday выдвинул версию, что это иммигранты с Филиппин и Кореи.
  • А третья версия гласит, что буракумины – это обедневшие японцы, которые в древности обнищали и были вынуждены заниматься забоем, чисткой и приготовлением животных в пищу. Через некоторое время им поручили подготовку умершего к похоронам.

В середине 18-го века реформатор синтоизма Ацутане Хирата писал, что буракумины нечисты и неполноценны и должны оставаться отделенными от общества и им запрещено пересекаться с другими кастами. Они были буквально неприкасаемыми.

После Реставрации Мэйдзи 1868 года новое правительство во главе с императором Мэйдзи решило выровнять социальную иерархию. Он отменил четырехуровневую социальную систему и, начиная с 1871 года, зарегистрировал как эта , так и хинин людей как «новых простолюдинов». Конечно, называя их «новыми» простолюдинами, официальные записи все же отличали бывших изгоев от их соседей. Возмущённые «прежние» простолюдины подняли бунт, чтобы выразить свое отвращение к тому, что их объединили с изгоями. Изгоям пришлось дать новое, менее уничижительное имя буракумин.

Лишь в 1871 году буракумины смогли жить за пределами гетто, но социальная дискриминация сохранялась. По сей день большинство работников грязных служб, таких как уборка мусора, забой скота и даже ликвидация радиоактивных аварий на атомных электростанциях, являются буракуминами.

Продолжающаяся дискриминация буракуминов

Тяжелое положение бураку – это не просто часть истории. С дискриминацией и остракизмом потомки бураку сталкиваются и сегодня. Семьи бураку до сих пор живут в отдельных кварталах в некоторых японских городах. Хотя это и незаконно, но среди работодателей распространяются списки буракуминов, и они подвергаются дискриминации при приеме на работу и при заключении браков.

КАБУКИТЁ. Якудза сражаются с китайскими бандами
Руководство по якудза для начинающих

Лишенные социальной мобильности, некоторые присоединяются к якудза или синдикатам организованной преступности, где существует меритократия. Примерно 60 процентов членов якудза происходят из буракуминов. Однако в настоящее время движение за гражданские права добилось определенных успехов в улучшении жизни современных семей бураку.

Вызывает разочарование тот факт, что даже в этнически однородном обществе люди все равно находят способ создать группу изгоев, на которую все остальные будут смотреть свысока.

Оставьте комментарий