История нам дает немало примеров существования в государствах категории отверженных граждан. В США XIX — XX столетия это были индейцы и негры, в гитлеровской Германии – евреи и цыгане, в современном Израиле — палестинцы. В Японии такими изгоями, недочеловеками, были и считаются айны и буракумины.
Содержание
Burakumin [部落民]
Конечно, в большинстве стран профессия мусорщика далека от престижной (хотя ситуация меняется: сегодня «мусорный бизнес» – весьма доходная индустрия), но Япония вывела ненависть к этой профессии на новый уровень.
Буракумин (部落民) — вежливое обозначение изгоев четырехуровневой японской феодальной социальной системы. Буракумин буквально означает — «житель деревни». Он происходит от членов каст до Мэйдзи, которые были связаны с кегаре (穢れ, «осквернение»), таких как палачи, гробовщики, работники скотобоен, мясники и кожевники. Однако в этом контексте «деревня», о которой идет речь, представляет собой отдельное сообщество изгоев, которые традиционно жили в ограниченном районе, своего рода гетто. Таким образом, современная фраза «hisabetsu burakumin» переводится, как: «люди из сообщества, подвергающегося дискриминации». Термин охватывает как исторических «Eta» (полные грязи), так и хининов-изгоев (яп. 非人).
В эпоху феодализма в Японии обладатели «грязных» профессий приобрели наследственный статус неприкасаемых и стали неофициальной кастой сословной системы Токугава периода Эдо. Из-за жестокой дискриминации и остракизма в японском обществе эти группы стали жить изгоями в своих собственных отдельных деревнях или гетто. После отмены кастовой системы термин «буракумин» стал использоваться для обозначения бывших членов касты и их потомков, которые продолжали подвергаться стигматизации и дискриминации.
Хинин (яп. 非人) — термин, использовавшийся в Японии периода Эдо для обозначения одной из каст неприкасаемых. Представители этой касты занимались в первую очередь попрошайничеством, а также охотой, рытьём могил, переносом императорских паланкинов, исполнением наказаний или изящными искусствами. В отличие от эта (яп. 穢多), другой касты неприкасаемых, они жили не в изолированных поселениях, а вместе с людьми остальных сословий.
Статус «хинин» обычно не наследовался, он мог быть дан в наказание за определённые проступки (его получали беглые крестьяне и люди, выжившие после попытки самоубийства на почве несчастной любви) и мог быть снят после достаточного очищения. В некоторых местах к хинин причислялись такие маргинальные группы, как странствующие монахи и ныряльщицы ама. Интересно, что в категорию «эта» мог попасть и обычный простолюдин из-за некоторых нечистых действий, таких как инцест или сексуальные отношения с животными.
Хинин находились вне системы си-но-ко-сё, однако одновременно стояли в стороне от горных цыган и подобных низших сословий. Остальные люди обращались к ним по прозвищам, обозначавшим род занятий (например, дворников в Эдо называли словом «сиробэй», хотя в среде хинин у каждого из них было личное имя). В отличие от эта, которые оказались в ловушке своей касты, хинин мог быть усыновлен семьей одного из классов простолюдинов (фермеров, ремесленников или торговцев) и, таким образом, мог присоединиться к группе с более высоким статусом. Другими словами, статус эта был постоянным, а статус хинин не обязательно.
Буракумины вместе с хинин находились на самой нижней ступени социальной системы феодальной Японии. Они должны были жить в особых поселениях и районах крупных городов, носить особую одежду. При встрече с любым человеком не из их касты они должны были снимать головной убор.
В Японии в период Токугава лица определённых профессий (мясники, мусорщики, кожевенники, скоморохи) считались «нечистыми». В эту внесословную группу также входили попрошайки, проститутки, актеры, странствующие монахи и разнообразные мелкие ремесленники.
В буддизме и синтоизме, двух главных религиях на островах Японии, люди из касты «эта» считались испорченными в духовном плане, и подняться с социального дна у них не было ни единого шанса. Это японское определение поразительно похоже на определение далитов или неприкасаемых в индуистской кастовой традиции Индии, Пакистана и Непала.
Отмена кастовой системы
В попытке модернизировать Японию правительство Мэйдзи в 1871 году отменило кастовую систему. Однако предрассудки и дискриминация по отношению к этим людям сохранились. Жёсткая система регистрации места проживания каждого японца и членов его семьи позволяет быстро определить не только места проживания отдельного человека, но и всех его родственников и даже предков. А это означает, что лица, желающие вступить в брак или устроиться на работу, не могут скрыть свою принадлежность к касте «буракуминов».
Многовековая предвзятость в отношении буракумин является лишь одной из форм дискриминации в Японии, но для страны, которая все больше подчеркивает приверженность правам человека, она является, безусловно, самой коварной и постыдной.
Японские «недочеловеки»
По подсчётам исследователей, около 3 миллионов человек, или 2,5% населения, являются буракуминами. (Бураку означает просто «деревня»; буракумин может означать либо «житель деревни», либо «жители деревни».) Для 1 миллиона из них, которые все еще живут в жилых кластерах, легко идентифицируемых как районы бураку — либо по истории, либо по согласию жителей на специальные правительственные субсидии, — дискриминация является почти ежедневным явлением.
Согласно исследованию японского правительства 1993 года, в Японии существовало 4533 поселения, 298 385 домохозяйств и проживало 892 751 буракуминов, в основном в западной Японии. Три четверти этих поселений находятся в сельской местности. По информации Лиги освобождения буракуминов, в Японии их проживает более 3 миллионов человек.
«Никто в современной Японии не может идентифицировать потомка изгоя по цвету кожи, речи, религии, национальности, этническому происхождению или каким-либо другим признакам дискриминации. Лишь узнав адрес предков человека и определив, что он находился в одном из гетто феодальной эпохи, сегодня можно идентифицировать буракумин. Буракумины, пытающиеся «влиться» в общество, никогда не посещают места, где они родились. Многие буракумины, желающие скрыть свою личность, никогда не говорят о занятиях предков», — рассказала Миеко Сузуки, секретарь Международного движения против всех форм дискриминации и расизма.
Списки «грязных» адресов, циркулирующие на японских интернет-форумах, а также исследования показали, что недвижимость в таких районах продается по более низким ценам, а жители с большей вероятностью станут жертвами расистских нападок и других неприятностей. Идентификации в качестве буракумина часто бывает достаточно, чтобы предотвратить или аннулировать участие в браке, контракте или трудоустройстве в любой деятельности, не связанной с буракуминами.
Кастовая система
Кастовая система Японии была формализована на основе разделения труда, связывающего людей с их работой. Кастовая система была стратифицирована на четыре основных типа, которыми были воины, торговцы, ремесленники и фермеры. Часть населения выбыла из этой структуры, и изгои занимали рабочие места, на которых остальная часть японского населения отказывалась работать.
Ортодоксальный синтоизм и буддизм считают контакт со смертью нечистым. Поэтому избегают тех, кто занимается забоем или переработкой мяса.
В следующей таблице перечислены эти касты:
Ранг (после аристократии) | Участие в Синокосё | Члены касты |
---|---|---|
Первый | 士, shi | Самурай (侍) |
Второй | 農, nō | Крестьяне/фермеры (農民, номин) |
Третий | 工, ко | Ремесленники (工匠, косё) |
Четвертый | 商, shō | Торговцы (商人, сёнин) |
Буракумины полностью находились вне этой системы, поэтому их называли «изгоями». Несмотря на это, буракумины вносили необходимый вклад в развитие японского общества, и их работа — развлекательная деятельность, мясники, уход за умершими — имела решающее значение для дальнейшего функционирования Японии. Правители на протяжении всего периода Эдо по-разному насаждали кастовую систему, и местные правители также в разной степени насаждали ее; даже в этом случае различие каст имело для них первостепенное значение.
Законы регулировали социальные свободы буракуминов, включая то, где они могли гулять, районы, в которых они могли жить, людей, с которыми они могли разговаривать, и их одежду. Целью этих ограничений было отделить неприкасаемых от остального “чистого” населения Японии.
Во времена сёгуната Токугава, хотя их социальный статус был крайне низким, многие лидеры баракуминов стали богатыми и влиятельными благодаря своей монополии на неприятные рабочие места.
Происхождение буракуминов
Достоверно неизвестно, как появились Буракумины, но историки говорят, что есть три разные версии, объясняющие их появление:
- Первые говорят, что они являются потомками аборигенов, первобытных народов Японии, над которыми господствовали народы, прибывшие в страну позже.
- THE Monday выдвинул версию, что это иммигранты с Филиппин и Кореи.
- А третья версия гласит, что буракумины – это обедневшие японцы, которые в древности обнищали и были вынуждены заниматься забоем, чисткой и приготовлением животных в пищу. Через некоторое время им поручили подготовку умершего к похоронам.
В середине 18-го века реформатор синтоизма Ацутане Хирата писал, что буракумины нечисты и неполноценны и должны оставаться отделенными от общества и им запрещено пересекаться с другими кастами. Они были буквально неприкасаемыми.
После Реставрации Мэйдзи 1868 года новое правительство во главе с императором Мэйдзи решило выровнять социальную иерархию. Он отменил четырехуровневую социальную систему и, начиная с 1871 года, зарегистрировал как эта , так и хинин людей как «новых простолюдинов». Конечно, называя их «новыми» простолюдинами, официальные записи все же отличали бывших изгоев от их соседей. Возмущённые «прежние» простолюдины подняли бунт, чтобы выразить свое отвращение к тому, что их объединили с изгоями. Изгоям пришлось дать новое, менее уничижительное имя буракумин.
Лишь в 1871 году буракумины смогли жить за пределами гетто, но социальная дискриминация сохранялась. По сей день большинство работников грязных служб, таких как уборка мусора, забой скота и даже ликвидация радиоактивных аварий на атомных электростанциях, являются буракуминами.
Продолжающаяся дискриминация буракуминов
Тяжелое положение бураку – это не просто часть истории. С дискриминацией и остракизмом потомки бураку сталкиваются и сегодня. Семьи бураку до сих пор живут в отдельных кварталах в некоторых японских городах. Хотя это и незаконно, но среди работодателей распространяются списки буракуминов, и они подвергаются дискриминации при приеме на работу и при заключении браков.
Лишенные социальной мобильности, некоторые присоединяются к якудза или синдикатам организованной преступности, где существует меритократия. Примерно 60 процентов членов якудза происходят из буракуминов. Однако в настоящее время движение за гражданские права добилось определенных успехов в улучшении жизни современных семей бураку.
Вызывает разочарование тот факт, что даже в этнически однородном обществе люди все равно находят способ создать группу изгоев, на которую все остальные будут смотреть свысока.