Ирэдзуми (от яп. 入れ墨 — это «инъекция туши») — искусство японской татуировки, характеризующееся особым стилем нанесения. Это украшение тела мифическими животными, цветами, листьями и другими изображениями из легенд, мифов и сказок.
Содержание
Японский татуаж
Родословная японской татуировки берет свое начало почти 5000 лет назад. Есть также некоторые древние китайские тексты, первые из которых были датированы примерно в 297 годом нашей эры. В них говорится о японской традиции татуировки и упоминается, что мужчины всех возрастов имеют рисунки на всех частях тела, включая лицо.
Драконы с рычащими ноздрями, охваченными пламенем, светло-розовые цветы сакуры, плывущие на ветру, ухмыляющиеся взгляды Ханни и улыбки гейши… это символы японской татуировки Иредзуми. Традиция, уходящая корнями в историю человечества, японские татуировки являются одними из самых почитаемых произведений искусства в тату-сообществе.
Традиционно японские татуировки начинались как средство передачи социального статуса, а также служили духовными символами, которые часто использовались как своего рода талисман для защиты от суровой природы, и символизировали преданность, в отличие от современных религиозных татуировок.
Престижное отношение к ирэдзуми со стороны международных галерей за последние несколько лет — резко контрастирует с тем, как татуировка воспринимается дома, где многие люди считают ее синонимом бандитов. Людям с даже небольшими татуировками может быть запрещен доступ в бассейны и общественные бани. Несмотря на то, что в последние десятилетия татуировка вышла у якудза из моды, эта нетерпимость против чернил в Японии сегодня сильнее, чем когда-либо. В январе, например, школьный учитель младших классов в Осаке был уволен за татуировку на руке и лодыжке.
Разрыв в восприятии иностранцев и японцев на Ирэдзуми начался более 150 лет назад, когда иностранцы впервые увидели японские татуировки. Однако с того времени японские татуировщики оказали значительное влияние на своих зарубежных коллег — а иногда и наоборот. В некоторых случаях можно утверждать, что международное влияние помогло спасти японскую татуировку от почти полного исчезновения.
История Ирэдзуми
В период Эдо (1603-1867) Япония была «залита чернилами». На Кюсю шахтеры носили татуировки драконов в качестве талисманов, чтобы защититься от опасностей, связанных с их работой, а у айновских женщин на Хоккайдо были татуировки на лице, чтобы защитить себя от злых духов. Они делались втирания березового ясеня в небольшие надрезы. Тату предназначались только для женщин айнов и создавались с юных лет руками жриц. Эти татуировки не только рассматривались как способ отличить социальный статус и совершеннолетие, они также были глубоко священными и религиозными.
Окинавские женщины носили татуировки в знак красоты и зрелости. Опять же, эти японские татуировки были предназначены только для женщин, они были цвета индиго и были сделаны в основном на руках и наносились, чтобы символизировать начало брака, женственности или социального статуса. Также считалось, что они отражают зло и обеспечивают безопасность в этой жизни.
Эдо — современный Токио — был родиной ярких татуировок на все тело, особо популярный среди пожарных, посыльных и игроков. Многие из рисунков были основаны на деревянных гравюрах — укиё-э, и эти два ремесла были настолько переплетены, что художники по дереву и татуировщики приняли общее название хори (вырезать) — традиция, которая продолжается среди мастеров иредзуми и сегодня.
Укиё-э переводится как «Изображения парящего мира», представляет собой гравюры на дереве, которые до сих пор во многом влияют на японскую татуировку.
Изображая красивые сцены природы, повседневную жизнь куртизанок и крестьян, истории о войне, призраках, животных и даже эротические эпизоды. Стиль гравюр укие-э очень специфичен из-за того, что он сделан с деревянного блока, или несколько в зависимости от сложности дизайна. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
Удивительно красочные, уплощенные перспективы, изящные иллюстративные линии и уникальное использование негативного пространства — все это послужило основой не только для европейских художников, таких как Моне и Ван Гог, но и для ремесленных движений, таких как модерн.
Якудза и курьеры.
Традиционная японская татуировка, или иредзуми, была переплетена с якудза с момента их появления. В период Эдо (1603–1868 гг.) Власти делали татуировку преступникам в практике, известной как боккей, что затрудняло им возвращение в общество и поиск работы. Культура татуировка якудзы превратилась в знак протеста против этого бренда.
Значение татуировок якудза обычно связано с образами и символикой японского искусства, культуры и религии. В частности, татуировка в виде костюма на все тело — это продукт культуры якудза. В прошлом во многих кланах якудза было обязательным делать татуировки для членов. В наше время такая практика не так распространена. И наоборот, все больше и больше людей, не являющихся якудза, в Японии делают татуировки. Несмотря на эти изменения, татуировка считается для якудза обрядом посвящения.
Открытое распространение тату в период Эдо прекратилось в середине 1850-х годов с прибытием в Японию международных судов. Более 200 лет страна была закрыта для посторонних, но теперь эти нежеланные посетители, включая коммодора Мэтью Перри и его печально известные Черные корабли, требовали, чтобы Япония открыла свои двери для торговли — процесс, который в других странах привел к прямой колонизации. Отчаявшись избежать такой участи, недавно созданное правительство Мэйдзи попыталось облицевать нацию атрибутами цивилизации: оно поощряло людей носить западную одежду, запрещало самурайские причёски и мечи, а в 1872 году запретило татуировки.
Конечно, многие люди продолжали практиковать японскую татуировку в подполье. В основном они принадлежали к низшим слоям общества. Пожарные, рабочие и члены банд, те, кто боролся против государственного контроля и законов, все продолжали увлекаться татуировками. Чернила были символом храбрости и отваги не только из-за их незаконности, но и из-за сильной боли длительного процесса.
Для пожарных и других лиц, участвовавших в опасных подвигах, они также были защитным элементом. Возможно, одной из главных причин, по которой преступники были так увлечены татуировками, был китайский роман под названием «Рассказ о подвигах и приключениях 108 благородных разбойников». В длинном фолианте описывалось, как многие из персонажей имели замысловатые татуировки, иллюстрирующие легенды и фольклорные существ.
Прибытие европейцев
Но этот шаг имел неожиданные последствия.
«Правительство Мэйдзи считало, что татуировки будут восприниматься Западом как варварский обычай, который следует скрывать от глаз Запада. Однако западное восприятие не соответствовало японским предсказаниям о культуре, и до некоторой степени на самом высоком уровне татуировки считались одним из самых привлекательных аспектов японской культуры», — считает Нобору Кояма, глава японского отдела библиотеки Кембриджского университета. The Japan Times.
Во второй половине XIX века иностранные моряки наводнили японские порты, и, как только они увидели иредзуми, которые носили японские курьеры и рикши, многие захотели приобрести его в качестве сувенира. Чтобы удовлетворить их требования — и в нарушение собственного запрета — правительство Мэйдзи неохотно разрешило японским татуировщикам открывать магазины в районах, отведенных для иностранцев, таких как Йокогама, Кобе и Нагасаки. Работая за дверями, закрытыми для японцев, в конце 18 века эти татуировщики осчастливили, по некоторым данным, три четверти всех посетителей Японии.
Многие европейские аристократы были среди этих иностранцев, пораженных талантами японских татуировщиков. По словам Коямы, написавшего в 2010 году книгу под названием «Нихон но Шисей для Эйкоку Осицу» («Японская татуировка и британская королевская семья»). В 1869 году принц Альфред — один из сыновей королевы Виктории — первым из нескольких членов британской королевской семьи сделал татуировку в Японии. Двенадцать лет спустя принц Георг — будущий Георг V — нанёсл на руку сине-красного дракона в Токио, а затем второго дракона в Киото.
Среди других европейских голубых кровей, получивших чернила в Японии в конце 19-го века, были те, кто был обречен играть решающую роль в мировой истории: австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого в 1914 году спровоцировало Первую мировую войну, и Николай II, последний царь России, который был казнен после большевистской революции 1917 года.
Во время своего восточного путешествия в 1891 году будущий российский император сделал себе татуировку — черного дракона, который считается символом могущества, силы и мудрости. На Востоке дракона ассоциировали с божественной мощью, считали его защитником и спасителем. На этой фотографии Николай II с гордостью демонстрирует свою татуировку. Известно, что сама процедура нанесения этого изображения заняла семь часов.
В то время японцы также продолжали тайно делать татуировки — наиболее известен Матаджиро Коидзуми, дед экс-премьер-министра Дзюнъитиро, чья большая иредзуми принесла ему прозвище «министр татуировок». Однако эта практика оставалась незаконной, и, по словам Коямы, в 1880 и 1908 годах были продолжены репрессии.
Вторая мировая
Во время Второй мировой войны эти запреты были снова ужесточены в ответ на стремление молодых японцев получить иредзуми в попытках уклониться от призыва в армию. Имперские власти воспринимали людей с татуировками как нонконформистов и потенциальных источников неприятностей в вооруженных силах.
По иронии судьбы, после капитуляции Японии в 1945 году оккупация союзников открыла новую главу в истории Иредзуми. Многие янки уже носили простые американские татуировки, которые японские татуировщики презрительно называли «суши» из-за их простоты и плохого размещения на теле, — но когда эти американцы увидели большие японские татуировки, они поняли, что американские татуировщики просто царапают поверхность того, что может быть достигнуто с помощью иглы и чернил.
Одним из американских военнослужащих, наиболее впечатленных японской татуировкой, был доверенное лицо генерала Дугласа Макартура, главы оккупационных войск союзников. После встречи со знаменитым мастером рисования Хориёси II советник настолько убедился, что иредзуми — это искусство, достойное вмешательства США, что он убедил своего босса легализовать татуировку. В 1948 году запрет был снят, и впервые за более чем 70 лет японские художники-иредзуми получили возможность заниматься своим ремеслом, не опасаясь преследования.
В последующие годы между японскими и американскими татуировщиками возникло множество обменов, которые вдохновили и развили татуировку по обе стороны Тихого океана.
Один из самых известных из них был инициирован Норманом Кейтом Коллинзом, более известный под своим торговым именем моряк Джерри. Татуировщик днем и ультраконсервативный диджей ночью, Джерри стал приятелем по переписке с двумя самыми талантливыми татуировщиками Японии, вышеупомянутыми Хориеси II и Хорихидэ. Обменяв американский пигмент — товар, который трудно было достать в послевоенной Японии, — на японские образцы, Джерри стал одержим иредзуми и попытался освоить их для себя.
В документальном фильме 2008 года «Хори Смоку, моряк Джерри» Дон Эд Харди, возможно, самый известный из ныне живущих татуировщиков США и друг Джерри, объяснил, что увлечение его соратника к Иредзуми было частично вызвано желанием отомстить за нападение японцев на Перл-Харбор. «Мы собираемся научиться этому, и мы собираемся победить в их собственной игре», — вспоминал Харди о мотивации Джерри.
Jerry Hardy
Благодаря представлению Джерри Харди сам посетил Японию в 1973 году, чтобы лично изучить иредзуми. Теперь, когда его имя является брендом, украшающим все, от футболок до фенов и одноразовых зажигалок, легко забыть о новаторской роли Харди в тот период. В автобиографии 2013 года «Носи свои мечты: моя жизнь в татуировках» Харди пишет: «Ни один белый парень никогда не делал там татуировок. Я работал за ширмой сёдзи».
Однако Харди не понравилось то, что он увидел во время первой поездки. Частично проблема заключалась в сроках: Харди приехал в Японию в 1970-х годах, на пике популярности татуировок среди преступного класса страны. Он быстро разочаровался как в своей клиентуре (одни бандиты и моряки), так и в подходе клиентуры к иредзуми, который часто был столь же шаблонным, как татуировки сердец и якорей времен холодной войны, которые в первую очередь побудили Харди бежать из США. Например, когда один молодой бандит попросил сенсея Харди сделать татуировку каппа — водного беса, он отказался на том основании, что это неподходящий обьект.
Каппа, это небольшое мифическое существо в зеленой пупырчатой шкуре, с небольшой ямкой на голове, имеющей форму, чем-то напоминающей формучашки. В соответствии с поверьем Чаша является символом жизненных сил. И пока в чашке у водяного есть хоть капля воды, он непобедим.
Хотя Япония разочаровала Харди, его поездка в 1973 году укрепила его страсть к крупномасштабным иредзуми, и после возвращения в Штаты он открыл студию, посвященную исключительно татуировкам, сделанным по индивидуальному заказу, сочетающим западное и японское влияние. В следующие несколько лет он татуировал бесчисленное количество людей, каждый из которых стал ходячей рекламой irezumi в США.
Хориёси III
Татуировка по-прежнему незаконна в Японии для тех, кто работает без медицинской лицензии. В 2015 году Тайки Масуда, татуировщик из Осаки, подвергся полицейскому налету на свою студию и был оштрафован на 3000 долларов США за татуировку без медицинской лицензии. Все еще борясь с выдвинутыми против него обвинениями, его дело продолжало оставаться открытым в 2020 году.
Из-за незаконности японского татуажа многие художники, практикующие в Японии, оказались в подполье, и их студии часто бывает трудно найти. Тем не менее, татуировка, к счастью, все еще продолжается не только традиционными мастерами Иредзуми, такими как Хориёси III, Хоритомо, Хоримаса, Хорикаси и Хоритада, но и неяпонскими татуировщиками, которые практикуют в Японии и других частях земного шара.
По словам Хориёси III — возможно, самого известного ныне лицензированного японского татуировщика — случайная встреча с Харди в 1985 году необратимо изменила его.
«До встречи с ним я был бездельником. Но когда я увидел, как много Харди знает о японской художественной культуре и истории, я почувствовал себя настолько виноватым, что начал усиленно учиться. Я ходил в библиотеку и 20 лет изучал все, что мог. Без Харди я не был бы тем, кем являюсь сегодня », — сказал Хориёси III в недавнем интервью Japan Times
Сегодня «странное слияние Востока и Запада» современной иредзуми наиболее ярко проявляется в Музее татуировок Йокогамы, основанном Хориёси III в 2000 году. Его два переполненных этажа предлагают посетителям ускоренный курс истории татуировки — от фотографий эпохи Мэйдзи до постановлений против татуировок, и демонстрация гравюр укиё-э, которые вдохновляли ранних художников. Наряду с этими предметами есть листы классических американских флэш-дизайнов и старинные американские тату-машины. Многие из этих артефактов невероятно редки, но музей ветхий и, по признанию его основателя, работает в убыток. Его пыльные полки и нехватка посетителей больше, чем где-либо еще, заключают в себе неуважение к иредзуми в стране, где он родился.
Владелец другого музея — Кимура из JANM, расположенный почти в 9000 км, считает, что выставка “Perseverance” поможет преодолеть пропасть между японским и международным отношением к татуировке.
Это сохранение не только художественных традиций, но и переосмысление и сохранение актуальности символов и мифологий традиционной японской литературы и искусства. В Иредзуми продолжает жить … визуальные повествования, которые были бы почти потеряны для современных поколений. Это то, чем японцы и Nikkei (их заморские потомки) должны гордиться и принимать.
Кимура надеется, что в один прекрасный день шоу даже отправится на гастроли в Японию.
Независимо от глубины смысла, высокого качества художественного мастерства, а также важных культурных и исторических аспектов японской татуировки, следует отметить её протестное значение. С современными связями с членами банд, якудза и преступной деятельностью, татуировка все еще делается из соображений направленных против правительственных чиновников и основного общества.
Действительность
В 2012 году The Economist опубликовал статью об Иредзуми, в которой упоминалось, что Тору Хасимото, тогдашний мэр Осаки заявил, “выполняю миссию по принуждению работников своего правительства признаваться в любых татуировках в очевидных местах. Если они у них есть, они должны удалить их — или найти работу в другом месте”. Это мнение разделяет большая часть профессионального мира Японии, да и вообще большая часть общества.
Японская татуировка — невероятно важный вид культурного искусства, который необходимо сохранять, поддерживать и культивировать с пониманием и уважением. Его красота заключена в огромных исторических и символических аспектах, которые делают это источником вдохновения для художников. Яркие кимоно, водяные лилии парящего мира, буддийские божества и неотразимые, динамичные драконы из древнего фольклора — Иредзуми — одна из основ современного татуажа, заслуживающая полного почитания и восхищения.