Быть мафиози в Японии — это совсем не то, что было 30 лет назад, когда деньги не были проблемой, а члены клуба жили полноценной жизнью. Говорят, что целый ряд законодательных актов, разработанных для того, чтобы вытеснить банды из бизнеса, наносят им непоправимый ущерб. Может быть.
По словам правоохранительных органов, принятие законодательства о борьбе с организованной преступностью, которое подверглось многочисленным изменениям, в сочетании с принятием постановлений префектур затронуло все сферы жизни, где члены якудзы пытаются зарабатывать на жизнь вне закона.
По данным полиции, число членов банд по всей стране резко сократилось с примерно 90 000 в 1991 году до 24 100 в конце 2021 года.
Было время, когда просто быть членом банды, связанной с Ямагути-гуми в регионе Кансай, было все равно, что носить знак почета, сказал высокопоставленный член банды, вспоминая те дни, когда он только начинал.
Ямагути-гуми — крупнейший преступный синдикат в Японии.
Этому мужчине было всего 16 лет, когда он более трех десятилетий назад связал свою судьбу с бандой.
Он испытал огромную гордость, когда босс банды выдал ему набор визитных карточек.
“Я был так счастлив, что раздал 100 карточек за три дня”, — сказал он.
Банды в целом пережили свой расцвет в 1990-х годах, вскоре после краха экономики, последовавшего за санкциями США.
Последовавшие за этим экономические потрясения привели к большой текучести кадров в барах и ресторанах, и вскоре мужчина был вовлечен в оказание помощи многим новым заведениям, часто присматривая за ними в обмен на получение денег за «защиту».
В те дни, по его словам, для него не было редкостью зарабатывать около 5 миллионов иен (41 000 долларов) в месяц. Он также получал доход от нелегального ростовщика и индустрии развлечений.
“В лучшие месяцы я зарабатывал около 20 миллионов иен”, — похвастался рэкетир.
Но это было тогда. Многие бары и рестораны, у которых он вымогал деньги, с тех пор закрылись. Мужчина сказал, что теперь он получает только одну треть от прежней суммы денег за «защиту».
Принятие закона о борьбе с организованной преступностью в 1991 году в сочетании с жесткими постановлениями префектур привело к более строгому обращению с визитными карточками банд.
Член банды объяснил, что изменения в законодательстве облегчили любому, кто получил визитную карточку банды, возможность обращаться в полицию, когда они почувствуют, что их физическая безопасность по какой-либо причине находится под угрозой. Полиция будет использовать визитную карточку в качестве доказательства предполагаемого шантажа.
Закон о борьбе с организованной преступностью быстро дал о себе знать, поскольку устойчивые источники доходов, такие как деньги на защиту, начали иссякать. Полиция Японии выпустила около 50 000 предупреждений бандам, приказав им воздерживаться от подобных сомнительных действий.
Более поздние изменения в законодательстве обязали боссов банд выплачивать компенсацию за любой ущерб, причиненный подчиненными.
К 2011 году все префектуры приняли постановления, направленные на изгнание якудзы из своей юрисдикции.
Эти изменения привели к тому, что член банды из района Кансай отметил: «Теперь, когда полиция знает, что кто-то является членом банды, это для него не что иное, как негативный фактор».
Такое мышление привело к более строгому обращению с визитными карточками, когда некоторые руководители приказали аффилированным бандам сдать визитные карточки своих членов.
«Организованные банды в прошлом зарабатывали деньги, заставляя своих членов открыто показывать, что они принадлежат к Yakuza», — сказал Ацуши Мидзогути, журналист, сделавший карьеру на освещении организованной преступности. «В последнее время произошло изменение в сторону более скрытного зарабатывания денег с использованием поддельных документов».
Некоторые банды прибегали ко всевозможным аферам, чтобы заработать деньги, но член благородный якудзы из района Кансай с презрением относился к такой низкопробной тактике. В течение многих лет мошенничество считалось ниже достоинства организованных банд.
«Нам всегда говорили, что мошенники неотесанны, и мы ни в коем случае не должны обманывать пожилых людей, — рассказал член банды. Также неловко читать о мошенничестве, связанном с выплатами в связи с пандемией COVID-19 и о том, что деньги помощи идут на бары и рестораны, которые сотрудничают с местными властями».
По словам этого человека, члены банды, у которых есть хоть капля гордости, никогда бы не опустились так низко. Однако он признал, что некоторые делают это от отчаяния, потому что другие источники дохода иссякли.
Гангстер рассказал, что главари банд все чаще приказывают подчиненным не ввязываться в сомнительные схемы.
Это связано с риском, с которым они сталкиваются, будучи привлеченными к ответственности (выплата компенсации), когда рядовые члены наносят финансовый ущерб государственному сектору.
Некоторые боссы зашли так далеко, что предприняли шаги по увольнению членов, которые нарушают это неписаное правило.
Но есть и другая сторона правовых ограничений, которые, по утверждению полиции, закрывают эпоху банд, нагло действующих в открытую: все больше членов банд просто уходят в подполье.
“У нас примерно в пять раз больше членов, чем, по мнению полиции, принадлежит к нашей банде”, — сказал другой высокопоставленный член банды.
Полиция сталкивается с еще одной головной болью, имея дело с молодыми членами банд, которые не имеют прямых связей с якудзой, но становятся все более активными в преступной деятельности.
Некоторые полицейские чиновники выразили опасения, что репрессии вынудят членов банды перевести свою деятельность в подполье.